8 (812) 702-50-52
Ru  En

Обзор предлагаемых инициатив ОЛА по внесению изменений в 115-ФЗ

15 апреля 2020
В рабочей группе ОЛА по отчетности ПОДФТ некоторое время назад были разработаны инициативы по внесению изменений в 115-ФЗ. Данные инициативы были направлены в Росфинмониторинг, а также  представлены публично на 8-й ежегодной конференции ОЛА "Риск-менеджмент, страхование, внутренний контроль, аудит, комплаенс, ПОДФТ и корпоративное управление -2020", которая состоялась в конце февраля в Москве.

Предлагаем читателям ознакомиться с предложенными инициативами, которые озвучила на конференции активный участник группы ОЛА по ПОДФТ, модератор конференции, начальник управления государственного регулирования, комплаенса и авторизации группы компаний «Альфа-Лизинг»  Иващук Римма Фаритовна.  
 
Римма Иващук напомнила, что  1 марта 2020 года в новой редакции вышел Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" N 115-ФЗ (ПОД ФТ №115-ФЗ) от 07.08.2001.
 
В целом,  ПОД ФТ  и №115-ФЗ существует с февраля 2002 года, и, таким образом, закону уже 18 лет. За это время он претерпел 60 редакций и значительно изменился. Следует отметить, что последние из них в большей степени касаются прав различных банковских организаций. Ввиду того, что  работа лизинговых компаний тесно связана с данной сферой, лизинговое сообщество считает необходимым вносить свои поправки.
 
Если более детально рассмотреть предыдущие поправки, вносимые в ПОД ФТ №115-ФЗ, то нужно подчеркнуть, что были как облегчающие, так и затрудняющие ведение бизнеса. К «облегчающим» можно отнести увеличение сроков отправки сообщений по ПОД ФТ №115-ФЗ. Так, если изначально сообщения необходимо было отправлять в течение одного дня, то в 2011 году срок увеличился до 3 дней. Это позитивно с точки зрения обслуживания данных операций. В том числе, с 2014 года была введена упрощенная идентификация в ПОД ФТ №115-ФЗ, что тоже явилось определенным законодательным послаблением. Под словом «затрудняющие» следует понимать изменения, более жестко регламентирующие контроль по ПОД ФТ №115-ФЗ. Например, с 2013 года  появилось требования выявлять и идентифицировать бенефициарных. Безусловно, вначале это вызывало много вопросов, но постепенно бизнес адаптировался. Также, введение Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ в качестве дополнения статьи 7.5 «Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» повлекло за собой ужесточение внутреннего контроля.   
 
Жизнь не стоит на месте, вслед за ней постоянно трансформируется и законодательная база. В лизинговом бизнесе с 2001 года произошли значительные изменения. В связи с этим, лизинговое сообщество ОЛА не может оставаться в стороне и также разработало ряд поправок, которые, в свою очередь, предлагаем внести в качестве дополнений в ПОД ФТ №115-ФЗ.
Прежде всего, на базе ОЛА создана рабочая группа по отчетности ПОДФТ. Данная группа имеет чат в WhatsApp. Помимо этого,  осуществляются очные и заочные встречи. Это весьма полезно, поскольку каждый имеет возможность в следующих направлениях:
 
  • обмен опытом
  • детальное рассмотрение вопросов, поступающих со стороны бизнеса
  • озвучивание их регуляторам
  •  получение полноценных ответов, удовлетворяющих все взаимодействующие стороны
В группе, обсуждаются нововведения, формируются предложения. Часть из них уже направлены в Росфинмониторинг.
 
В рекомендациях ФАТФ говорится, что странам следует адаптировать предложения  к своим конкретным условиям. Поэтому со стороны бизнеса, в рабочей группе ОЛА было решено уменьшить формальные подходы, больше смотреть в детали и более качественно изучать наших клиентов, т. е ввести более персонифицированный подход. В связи с этим, нами разработан ряд предложений, которые, по нашему мнению, позволят сделать бизнес в стране более качественным и выведут его на другой уровень. 
 
В 2019 году наша рабочая группа была приглашена на экспертный совет в Росфинмониторинге, где обсуждались новые изменения, которые предлагают внести различные финансовые организации. Проанализировав эти инициативы, мы к началу 2020 года сформулировали свои предложения, которые кратко описаны ниже.
Во-первых, было предложено достаточно радикальное нововведение. Считаем необходимым повысить порог значения суммы операций (сделок), подлежащих обязательному контролю. Закону уже 18 лет, а на сегодняшний день, с учетом поправок, 600 тысяч рублей по лизинговым сделкам подлежит стопроцентному обязательному контролю. То есть лизинговые компании вынуждены осуществлять огромное количество технических манипуляций по направлению в трехдневный срок всех сообщений с целью осуществления данного контроля. Это поглощает все время, ограничивает возможность полноценно заниматься другими немаловажными проблемами. Мы понимаем важность данной деятельности, но считаем, что стопроцентный контроль за операциями в 600 тысяч рублей – это очень высокий для этого уровень. Предлагаем точечно отбирать именно те сомнительные операции и тех сомнительных клиентов, которых действительно нужно контролировать и детально анализировать. Поэтому со своей стороны, считаем целесообразным  повысить данный денежный лимит. Если брать европейскую практику, то там обязательным для контроля является сделка, превышающая 15 тысяч евро. Поскольку в нашей стране лимит достаточно долго не повышался, считаем, что его можно обновить, повысив до 2-2,5 миллионов рублей. Здесь, конечно, необходимо учесть мнение регулятора, остальных участников финансового сообщества, подконтрольных организаций и решить, какая сумма может являться разумной. Но, по мнению ОЛА, в любом случае лимит нужно повышать, поскольку 100% контроль таких сделок – это неоправданно большой объем.
 
Во-вторых, остальной пакет предложенных поправок больше всего направлен на упрощение идентификации клиентов и систематизации информации о них. Так, например, микрофинансовые и страховые организации могут делегировать свои права по идентификации в банковские организации, которые напрямую подконтрольны Центральному банку. Лизинговое же сообщество пока, к сожалению, не обладает такими полномочиями, хотя уже и есть прямые сделки с клиентами банков и банковских структур, и мы могли бы также упростить жизнь нашим клиентам и сам бизнес. Но пока это останавливается из-за существующих технических сложностей на уровне групп. Тем не менее, мы уверены, что свои права по идентификации клиентов можно доверить банковским структурам аналогично тому, как это сделано в микрофинансовых и других организациях.
 
Лизинговые компании обязаны тщательно идентифицировать бенефициаров, что и осуществляется в нашей отрасли. Тем не менее, регулярный запрос одних и тех же идентифицирующих документов, например, паспорта или других правоустанавливающих документов раздражает клиента. Ведь нужно постоянно сообщать о своих бенефициарах в различные организации, таким образом, в принципе, у государства уже есть вся необходимая информация, включая реквизиты бенефициара. 
 
В-третьих, мы рекомендуем создать единый реестр бенефициаров, что было предложено и в ФАТФ. Но мы должны это сделать менее формально, с более детальным изучением и внесением данных и формированием банка данных, так называемую «Big Data» бенефициаров, участвующих на российском рынке. Необходимость этого шага соотносится с европейским опытом публичного реестра бенефициаров. Лизинговая  отрасль также могла бы иметь открытый доступ к данным о бенефициарах, что позволяло бы без запроса дополнительных документов идентифицировать нужных нам и, в случае изменений, лизинговые компании могли бы вносить их в единую систему.
 
Еще одно нововведение в 115-ФЗ произошло в 2019 году, и оно касается представителей клиента по доверенности. Данное изменение, по разъяснению Росфинмониторинга, обязывает лизингодателя детально идентифицировать водителей транспортных средств, которые, приезжают от имени клиента для приобретения или получения предмета лизинга по доверенности и расписываются в акте приемки/передачи. То есть мы детально идентифицируем клиента, его исполнительный орган, его бенефициаров, а также тех людей, которые приезжают за предметом лизинга и непосредственно получают этот предмет. По мнению рабочей группы ОЛА необходимо упростить данную систему, либо ее модернизировать. Поскольку клиент – юридическое лицо, а не его непосредственный представитель, нет смысла расширять список лиц, которые могут относиться к понятию «клиент». Мы считаем, что следует ограничиться стандартным списком юридических лиц. А именно тех, которые непосредственно участвуют в принятии решения или тех, которые могут повлиять на принятие решения нашим клиентом или на его работу. 
 
В озвученных предложениях были отражены наши основные решения. В настоящее время достигнута договоренность с Росфинмониторинг о проведении соместной встречи после снятия ограничительных мер, связанных с карантинными мероприятиями,  с обсуждением предлагаемых инициатив  и возможности реализации предложений.
 
Будем ждать результатов и надеяться на плодотворное сотрудничество и развитие нашей отрасли.
 
Подробнее о конференции можно прочитать здесь http://assocleasing.ru/novosti/608 
Подробнее об инициативах по изменению ПОДФТ можно прочитать здесь http://assocleasing.ru/novosti/609 
 
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Если вы заметили неточность в статье,  напишите нам, пожалуйста,  об этом!

Хотите высказать свое экспертное мнение? Присылайте свой комментарий на почту ula@assocleasing.ru и мы разместим его как продолжение данной статьи.

 Любое воспроизведение и копирование авторских статей и материалов допускается только с указанием источника - сайт ОЛА www.assocleasing.ru
 
  
Внимание! Приглашаем стать нашими авторами! Мы заинтересованы в получении статей, посвященных изучению проблематики вопросов, обзоров рынка, результатов экспертных дискуссий и суждений и другой аналитической информации. Свои предложения и пожелания вы можете направлять в адрес ОЛА ula@assocleasing.ru
 
 
количество просмотров: 340