О рынке лизинга в России

Лизинг в современном его понимании возник в начале 90-х годов, когда при активном участии банковского капитала появились первые российские лизинговые компании.

Первым законодательным актом, проливающим свет на лизинговые отношения, явился с Указ Президента Российской Федерации №1929 Бориса Ельцина «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года.

Затем был принят ряд постановлений и временное положение о лизинге. А после введения в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, где один из параграфов посвящён лизингу, лизинговая деятельность стала регулироваться на законодательном уровне.

В 1998 году случилось два важных события, определяющих развитие лизинга в дальнейшем:

  1. Принят Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)», после присоединения Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге
  2. Произошел кризис 1998 года, когда предприятиям в условиях высокой стоимости оборудования требовалось финансирование, а также упор был сделан на отечественного производителя оборудования и техники

1990-1998 годы

Лизинг оставался малораспространенным, «экспериментальным» и «штучным» инструментом.

1998 год – 2002 год

Кризис стал мощным стимулом к превращению лизинга в массовый инструмент финансирования реального сектора экономики. В посткризисные годы рынок рос быстрыми темпами. Отмена лицензирования лизинговых компаний в 2002 году сняла бюрократические барьеры для создания новых компаний и осуществления лизинговых сделок, принятие в новой редакции Закона «О лизинге» и внесение изменений в Налоговый Кодекс облегчили деятельность как начинающих, так и уже существующих компаний. Лизинговые компании начали решать задачи, казавшиеся в предыдущие годы неразрешимыми — привлекать долгосрочное финансирование в экономику, захватывая все новые отрасли, включая те, которые ранее вообще не могли надеяться на какое-нибудь значительное финансирование.

2003 год

В 2003 году лизинг закрепился как «цивилизованный» и «массовый» инструмент финансирования реального сектора экономики:

  • заметно удлинились сроки лизинговых сделок;
  • появилась конкуренция на рынке лизинга. Если раньше руководители лизинговых компаний затруднялись вспомнить хотя бы одно название компании-конкурента; в этом году руководители тех же компаний уверенно приводят 2-3 названия.

В целом участники рынка удовлетворены законодательством и считают, что главное, чего сейчас можно хотеть от государства — чтобы оно не вмешивалось в сферу лизинга и не меняло установившиеся правила.

2004 год

Основной тенденцией года стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. Доступность получения имущества в лизинг для МСП становится более значимым, чем налоговые льготы. Проблемы, на которые обращают внимание участники рынка:

  • уровень капитализации российских лизингодателей остается низким;
  • резко возросла потребность в автоматизации управления лизинговой компанией.

2005 год

Рынок перешел на новый этап развития. Период становления рынка лизинга закончился. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным. В 2005 году большинство активных игроков впервые
сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения.

2006 год

Рынок лизинга вошел в фазу бурного роста, прирост объема нового бизнеса оказался самым большим за последние 5 лет.

Сформулированы препятствия развитию рынка:

  • отсутствие регулятора на рынке лизинга;
  • повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов. Невозмещенный НДС;
  • отсутствие адекватного и современного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций;
  • порядок учета выкупной стоимости предмета лизинга;
  • налоговые органы пытаются оспаривать сделки возвратного лизинга как мнимые.

2007 год

Аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые компании активно покупают другие компании или их портфели сделок. Делаются прогнозы по резкому уменьшению мелких компаний в результате поглощений, либо к переходу таких компаний к обслуживанию очень узких и малопривлекательных сегментов.

2008 год

В 2008 году произошел финансовый кризис, вызванный внешнеполитическими событиями, краткими итогами которого стали обрушение российского фондового рынка, кризис в банковской системе, активный уход иностранных инвестиций из России, удорожание кредитов и т.д.

Объем рынка лизинга сократился более чем на четверть. Большинство банков полностью прекратили финансировать лизинговую деятельность. Сократился спрос на новое и дорогостоящее имущество.

На рынке неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка. Основная задача компаний - не борьба за конкурентные позиции и рост бизнеса, а за выживание.

Государство пытается помочь падающему рынку лизинга, предоставляя дополнительные ресурсы для реализации различных проектов. Значительные средства направляются на развитие авиа- и судостроения, сельхозпроизводителей и машиностроения.

2009 год

Объем новых сделок на рынке лизинга сократился в 2009 г. на 56% по сравнению с 2008 г. Причинами столь глубокого падения стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале года, рост процентных ставок, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей. Рынок лизинга пострадал в период кризиса сильнее других сегментов финансового рынка. С начала 2009 года было опубликовано не менее 37 заявлений о банкротствах лизинговых компаний, из них, около 20-30% составляют рыночно-ориентированные публичные лизингодатели.

Профессиональное сообщество задумалось о регулировании. В качестве возможного регулятора рынка предложено создать Саморегулируемую организацию лизинговых компаний.

2010 год

Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, это уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Этому способствовали:

  • стабилизация финансового состояния лизингополучателей;
  • агрессивная политика лизингодателей с госучастием. На долю лизинговых госкомпаний в 2010 году пришлось почти 50% объема нового бизнеса;
  • смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями. Многие лизингодатели снизили требования к уровню аванса, ликвидности предмета лизинга, сроку деятельности, финансовым показателям клиента.

2011 год

Объемы нового бизнеса бьют рекорды. Сумма новых сделок стала максимальной за всю историю. Доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле оказалась даже ниже докризисного уровня. При этом хорошим управлением рисками по-прежнему могут похвастаться немногие, а жесткая конкуренция подталкивает к дальнейшему смягчению критериев оценки лизингополучателей.

2012 год

Прирост рынка близок к нулю. Объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники, а также удорожание фондирования из-за ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

2013 год

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений. Серьезного сокращения удалось избежать за счет рекордного объема сделок в сегменте авиатехники.

2014 год

После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году. Спад в российской экономике, вызванный экономическим кризисом (по экономическим и политическим причинам), разразившимся в 2014 году, больше всего затронул российскую экономику. Год был отмечен ростом кредитных ставок, включая шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%. Последствия этого лизинговый рынок ощутил в полной мере. Так, почти все лизингодатели столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам, при этом одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности.

2015 год

Сокращение объема нового бизнеса за 2015 год составило около 20%. От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года. Постепенное понижение ключевой ставки в первой половине 2015 года стало сказываться на лизинговых сделках ко второму полугодию прошлого года, однако текущая стоимость кредитных ресурсов по-прежнему остается высокой.

2016 год

После двухлетнего сокращения объем нового бизнеса показал восстановительный рост на 36% в 2016 году. Восстановление рынка связано с активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок вследствие стабилизации экономики и улучшения условий банковского фондирования.

2017 год

Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали ж/д сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 года, а также автолизинг. Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого по итогам прошлого года достигла на рынке 21.

2018 год

Объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей. Ключевым драйвером лизингового рынка стал ж/д сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. Поддержку автолизингу в 2018 году помимо госпрограмм оказали развитие каршеринга и расширение таксопарков. Несмотря на снижение объемов госсубсидирования в 2018-м по сравнению с 2017-м, автолизинг вырос на 19% вслед за оживлением автопродаж в прошлом году. Так, по предварительным оценкам, парк каршеринга за прошедший год вырос более чем в 5 раз, превысив 15 тыс. автомобилей, подавляющая часть парка при этом была взята в аренду.


Лизинговая отрасль сегодня – это наиболее эффективный механизм обновления основных производственных фондов. Это зрелый сложившийся инвестиционный инструмент, который содействует развитию технического потенциала России.


Источники данных:

  • Рейтинговые агентство «Эксперт РА»
  • До 2011 года были использованы данные RAEX