Хронология развития лизинга в РФ

Лизинг в современном его понимании возник в начале 90-х годов, когда при активном участии банковского капитала появились первые российские лизинговые компании.

Первым законодательным актом, проливающим свет на лизинговые отношения, явился Указ Президента Российской Федерации №1929 Бориса Ельцина «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года.

Затем был принят ряд постановлений и временное положение о лизинге. А после введения в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, где один из параграфов посвящён лизингу, лизинговая деятельность стала регулироваться на законодательном уровне.




1990-1998 годы

Лизинг оставался малораспространенным, «экспериментальным» и «штучным» инструментом.


В 1998 году случилось два важных события, определяющих развитие лизинга в дальнейшем:

  1. Принят Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)», после присоединения Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге
  2. Произошел кризис 1998 года, когда предприятиям в условиях высокой стоимости оборудования требовалось финансирование, а также упор был сделан на отечественного производителя оборудования и техники



1998 – 2002 годы

Кризис стал мощным стимулом к превращению лизинга в массовый инструмент финансирования реального сектора экономики. В посткризисные годы рынок рос быстрыми темпами. Отмена лицензирования лизинговых компаний в 2002 году сняла бюрократические барьеры для создания новых компаний и осуществления лизинговых сделок, принятие в новой редакции Закона «О лизинге» и внесение изменений в Налоговый Кодекс облегчили деятельность как начинающих, так и уже существующих компаний. Лизинговые компании начали решать задачи, казавшиеся в предыдущие годы неразрешимыми — привлекать долгосрочное финансирование в экономику, захватывая все новые отрасли, включая те, которые ранее вообще не могли надеяться на какое-нибудь значительное финансирование.

2003 год

В 2003 году лизинг закрепился как «цивилизованный» и «массовый» инструмент финансирования реального сектора экономики:

  • заметно удлинились сроки лизинговых сделок;
  • появилась конкуренция на рынке лизинга. Если раньше руководители лизинговых компаний затруднялись вспомнить хотя бы одно название компании-конкурента; в этом году руководители тех же компаний уверенно приводят 2-3 названия.

В целом участники рынка удовлетворены законодательством и считают, что главное, чего сейчас можно хотеть от государства — чтобы оно не вмешивалось в сферу лизинга и не меняло установившиеся правила.

2004 год

Основной тенденцией года стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. Доступность получения имущества в лизинг для МСП становится более значимым, чем налоговые льготы. Проблемы, на которые обращают внимание участники рынка:

  • уровень капитализации российских лизингодателей остается низким;
  • резко возросла потребность в автоматизации управления лизинговой компанией.

2005 год

Рынок перешел на новый этап развития. Период становления рынка лизинга закончился. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным. В 2005 году большинство активных игроков впервые
сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения.

2006 год

Рынок лизинга вошел в фазу бурного роста, прирост объема нового бизнеса оказался самым большим за последние 5 лет.

Сформулированы препятствия развитию рынка:

  • отсутствие регулятора на рынке лизинга;
  • повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов. Невозмещенный НДС;
  • отсутствие адекватного и современного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций;
  • порядок учета выкупной стоимости предмета лизинга;
  • налоговые органы пытаются оспаривать сделки возвратного лизинга как мнимые.

2007 год

Аффилированные с крупными банками и инвестиционными фондами лизинговые компании активно покупают другие компании или их портфели сделок. Делаются прогнозы по резкому уменьшению мелких компаний в результате поглощений, либо к переходу таких компаний к обслуживанию очень узких и малопривлекательных сегментов.

2008 год

В 2008 году произошел финансовый кризис, вызванный внешнеполитическими событиями, краткими итогами которого стали обрушение российского фондового рынка, кризис в банковской системе, активный уход иностранных инвестиций из России, удорожание кредитов и т.д.

Объем рынка лизинга сократился более чем на четверть. Большинство банков полностью прекратили финансировать лизинговую деятельность. Сократился спрос на новое и дорогостоящее имущество.

На рынке неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка. Основная задача компаний - не борьба за конкурентные позиции и рост бизнеса, а за выживание.

Государство пытается помочь падающему рынку лизинга, предоставляя дополнительные ресурсы для реализации различных проектов. Значительные средства направляются на развитие авиа- и судостроения, сельхозпроизводителей и машиностроения.

2009 год

Объем новых сделок на рынке лизинга сократился в 2009 г. на 56% по сравнению с 2008 г. Причинами столь глубокого падения стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале года, рост процентных ставок, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей. Рынок лизинга пострадал в период кризиса сильнее других сегментов финансового рынка. С начала 2009 года было опубликовано не менее 37 заявлений о банкротствах лизинговых компаний, из них, около 20-30% составляют рыночно-ориентированные публичные лизингодатели.

Профессиональное сообщество задумалось о регулировании. В качестве возможного регулятора рынка предложено создать Саморегулируемую организацию лизинговых компаний.

2010 год

Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, это уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Этому способствовали:

  • стабилизация финансового состояния лизингополучателей;
  • агрессивная политика лизингодателей с госучастием. На долю лизинговых госкомпаний в 2010 году пришлось почти 50% объема нового бизнеса;
  • смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями. Многие лизингодатели снизили требования к уровню аванса, ликвидности предмета лизинга, сроку деятельности, финансовым показателям клиента.

2011 год

Объемы нового бизнеса бьют рекорды. Сумма новых сделок стала максимальной за всю историю. Доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле оказалась даже ниже докризисного уровня. При этом хорошим управлением рисками по-прежнему могут похвастаться немногие, а жесткая конкуренция подталкивает к дальнейшему смягчению критериев оценки лизингополучателей.

2012 год

Прирост рынка близок к нулю. Объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники, а также удорожание фондирования из-за ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

2013 год

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений. Серьезного сокращения удалось избежать за счет рекордного объема сделок в сегменте авиатехники.

2014 год

После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году. Спад в российской экономике, вызванный экономическим кризисом (по экономическим и политическим причинам), разразившимся в 2014 году, больше всего затронул российскую экономику. Год был отмечен ростом кредитных ставок, включая шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%. Последствия этого лизинговый рынок ощутил в полной мере. Так, почти все лизингодатели столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам, при этом одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности.

2015 год

Сокращение объема нового бизнеса за 2015 год составило около 20%. От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года. Постепенное понижение ключевой ставки в первой половине 2015 года стало сказываться на лизинговых сделках ко второму полугодию прошлого года, однако текущая стоимость кредитных ресурсов по-прежнему остается высокой.

2016 год

После двухлетнего сокращения объем нового бизнеса показал восстановительный рост на 36% в 2016 году. Восстановление рынка связано с активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок вследствие стабилизации экономики и улучшения условий банковского фондирования.

2017 год

Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали ж/д сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 года, а также автолизинг. Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого по итогам прошлого года достигла на рынке 21.

2018 год

Объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей. Ключевым драйвером лизингового рынка стал ж/д сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. Поддержку автолизингу в 2018 году помимо госпрограмм оказали развитие каршеринга и расширение таксопарков. Несмотря на снижение объемов госсубсидирования в 2018-м по сравнению с 2017-м, автолизинг вырос на 19% вслед за оживлением автопродаж в прошлом году. Так, по предварительным оценкам, парк каршеринга за прошедший год вырос более чем в 5 раз, превысив 15 тыс. автомобилей, подавляющая часть парка при этом была взята в аренду.

2019 год

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2016–2018-м, что не помешало ему удержаться в топ-5 крупнейших европейских рынков лизинга по итогам первой половины прошлого года. По итогам 2019 года объем нового бизнеса составил 1,5 трлн рублей (+15 %), демонстрируя снижение темпов прироста второй год подряд вследствие сокращения объема крупных корпоративных сделок с железнодорожной и авиатехникой. Причиной сокращения ж/д сегмента во многом послужила стагнация объемов погрузки на железнодорожных путях в 2019 году (-0,9 %), что в большей степени было обусловлено падением цен на уголь и, как следствие, ростом профицита некоторых видов вагонов. Авиализинг показал отрицательную динамику вследствие сокращения поставок в финансовый и оперативный лизинг самолетов «Сухой», что привело к минимальной за последние пять лет доле оперлизинга на рынке (9,3 %). Договоры с морскими и речными судами, а также крупная сделка с недвижимостью лидера рынка поддержали корпоративные сегменты, которые тем не менее показали отрицательную динамику впервые с 2015 года. Остальные сегменты, напротив, росли двузначными темпами (+30 %), что было обусловлено во многом динамикой автолизинга, а также сделками со строительной техникой и оборудованием для нефте- и газодобычи и переработки. 2019-й характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования для ЛК на фоне укрепления рубля.

2020 год

Лизинговый рынок за 2020 год снизился на 6% вследствие сокращения объема крупных сделок в сегментах ж/д и авиатехники, а также недвижимости. Доля проблемных договоров розничных лизинговых компаний

на 01.01.2021 составила 10% портфеля, а у корпоративных – 23%, при этом качество активов у последних во многом будет зависеть от состояния авиаотрасли.  Снижение процентной маржи подтолкнуло банки активнее развивать лизинговый бизнес, позволяющий при синергии с банком показывать более высокую доходность. Операционный лизинг может стать одним из главных трендов в ближайшие годы, если низкие процентные ставки в экономике сохранятся. Востребованность операционного лизинга будет расти не только в автолизинге, но и в сегментах электронной и бытовой техники. Услуги подписки имеют большой потенциал роста по причине усиливающегося желания современных потребителей оперативно обновлять предметы электронной и бытовой техники без трудозатрат на избавление от морально устаревших активов.

Пандемия усилила тренд на цифровизацию бизнеса лизинговых компаний, а также простимулировала спрос на лизинг телекоммуникационного оборудования, объемы нового бизнеса которого увеличились на 57%.

В 2020 году выросло число лизинговых компаний, вышедших на рынок облигаций. С одной стороны, их стимулировало снижение ставки привлечения на долговом рынке, с другой – сжатие возможностей банковского финансирования на фоне сокращения числа небольших региональных банков.

2021 год

По итогам 2021 года объем нового бизнеса показал рост на 62 % и составил 2,3 трлн рублей. Агентство разделяет рынок на корпоративные, куда относит авиа- и ж/д технику, морские и речные суда, а также розничные сегменты. Динамика последних, доля которых в общем объеме нового бизнеса достигла 76 %, во многом обуславливает рост всего рынка.

2022 год

Под влиянием кризиса объем нового бизнеса в 2022 году сократился на 13% относительно 2021-го. Новый бизнес составил 1,9 трл. рублей, лизинговый портфель достиг 6,8 трлн. рублей (вырос на 5%).

Основными факторами, которые оказали давление в прошлом году на лизинговый рынок, это - снижение инвестиционной активности населения, нарушение логистики, ухудшение платежеспособности клиентов под санкциями, уход крупных иностранных брендов, что в конечном итоге вылилось в усиление дефицита техники, удорожание лизинговых услуг. В ответ на сложившиеся вызовы лизинговые компании стали предпринимать определенные меры. Самые популярные из них – это активизация лизинга подержанной техники. Второй популярной мерой стали поставки имущества из дружественных стран. Доля азиатских брендов в новом бизнесе за девять месяцев 2022 года составила почти треть.  Доля малого и среднего бизнеса в структуре нового бизнеса стабильно растет с 2018 года и по итогам 2022-го достигла максимального исторического уровня в 71%.



Резюме

Опыт 30-летнего развития лизинга говорит о том, что лизинг преодолевает кризисы, развивается и растет, несмотря на возникающие вызовы. Это доказывает мощную правоустанавливающую базу в виде права собственности на предмет лизинга и того формата отношений, который сложился за прошедшие годы работы. И важно заметить, что лизинг исключительно растет, когда экономика выходит из кризиса, то есть лизинговый сектор опережает всех остальных агентов по инвестиционной активности. Очевидно, что есть спрос, есть возможности, которые обеспечены макроэкономическими показателями, готовностью бизнеса инвестировать и так далее, однако без лизинга этого бы не было.


Лизинговая отрасль сегодня – это наиболее эффективный механизм обновления основных производственных фондов. Это зрелый сложившийся инвестиционный инструмент, который содействует развитию технического потенциала России.



Источники данных и текст:

  • Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
  • До 2011 года были использованы данные RAEX