24 августа в Москве состоялся круглый стол, организованный Ассоциацией Владельцев Облигаций (АВО). В ходе мероприятия была поднята тема адекватности и полноты информации, предоставляемой инвесторам кредитными рейтинговыми агентствами в публичной аналитике о рынке лизинга и при присвоении кредитных рЕЙтингов лизингодателям. Также было уделено внимание неоднозначности принципов составления рЭНКингов лизингового рынка. Основной дискуссионный вопрос заключался в отличии показателей лизинговой деятельности от используемых в официальной отчетности и отчетности МСФО. Кроме того, были озвучены сомнения в том, что введение ФСБУ 25/2018 обеспечивает достаточное раскрытие информации в официальной отчетности лизинговых компаний.
Одним из важных аспектов, обсуждавшихся на круглом столе, были изменения в бухгалтерском учете и отчетности относительно показателей лизинговых компаний. Старший партнер Юникон и вице-президент ОЛА Лариса Ефремова рассказала об основных принципах учета лизинговых операций в финансовой отчетности, составленной по МСФО и РСБУ, а также о влиянии принятого стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Применение нового стандарта по аренде в российском учете – это большой прорыв в сторону повышения прозрачности финансовой отчетности как лизингодателей, так и арендаторов. До 01.01.2022 влияние на отчетность оказывал факт того, на чьем балансе юридически отражается лизинговое имущество. Если часть лизингового портфеля была на балансе лизингодателя, а часть – на балансе лизингополучателя, то и в отчете о финансовых результатах был отражен микс из процентных доходов/(расходов) и доходов/(расходов) полностью лизингового платежа. Такая же ситуация имела место и в бухгалтерском балансе, например, у лизинговой компании часть лизингового имущества была отражена в дебиторской задолженности, а часть – в доходных вложениях. С вводом нового стандарта определяющим фактором стала экономическая суть операции – кому передаются риски пользования имуществом – и отсюда возникает дисконтирование денежных потоков с применением эффективной ставки. В бухгалтерском балансе лизингодателя отражаются чистые инвестиции в аренду, в ОФР – отражаются процентные доходы, а лизингополучатель отражает право пользования активом и обязательство по аренде, а в расходах – процентные расходы.
Несмотря на четкость этих формулировок, при формировании отчетностей за 2022 год возникли неоднозначности – часть лизинговых компаний отразило ЧИА в дебиторской задолженности, как и в МСФО 16, а часть признала финансовыми вложениями. Кроме этого, текущие формы отчетности не позволяют разделить чистые инвестиции на долгосрочные и краткосрочные, например, есть строка «прочие внеоборотные активы», но определение «прочие» явно не соответствует активам, составляющим до 90% валюты баланса лизинговой компании. Такая неоднозначность в строках отчетности не позволяет внешним пользователям провести правильный анализ различных компаний, увидеть тенденции лизинговой отрасли и принять правильное инвестиционное решение. Именно поэтому ОЛА занимается разработкой Рекомендаций ОЛА к ФСБУ 25/2018.
С другой стороны, необходимо понимать, что ФСБУ 25/2018 не определяет все вопросы по отражению деятельности в отчетности лизинговых компаний. Анализ отчетности лизинговых компаний за 2022 год показал, что организации применяют несколько вариантов отражения показателей, касающихся арендной деятельности и регламентируемых положениями ФСБУ 25/2018. Сейчас готовится к применению стандарт ФСБУ 4/2023, и с учетом того, что видно в проекте, он тоже не дает однозначности отражения этих показателей и не в полной мере обеспечивает должное раскрытие информации. Точка зрения ОЛА состоит в том, что работа с Министерством Финансов РФ в части изменения проекта и разработка Рекомендации ОЛА по ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" также является актуальной необходимостью.
Вице-президент ОЛА, генеральный директор ГК «Интерлизинг» Сергей Савинов отметил, что с введением ФСБУ 25/2018 достигнута высокая транспарентность лизингового рынка и деятельности лизинговых компаний, а для снятия всех замечаний необходимо дорабатывать существующие механизмы оценки отрасли и форматы раскрытия информации, а не предлагать их заменить на новые или ввести дополнительные. Существенные изменения могут повредить развитию отрасли, а значит и интересам держателей облигаций. С учетом того, что практически все крупные эмитенты публикуют в дополнение к ФСБУ еще и аудированное МСФО, то только по незначительной части облигаций есть некоторый недостаток информации, который, как он надеется, будет нивелирован доработкой стандартов применения ФСБУ отчетности. Кроме этого, у Банка России есть возможность дополнять требования по раскрытию информации эмитентами, и он может данным правом пользоваться для повышения информирования держателей бумаг. В части рейтингов он поддержал требование по публикации собственного рейтинга кредитоспособности с раскрытием обоснования уровня внешней поддержки.
Вице-президент ОЛА Александр Кожевников подчеркнул, что стандарт ФСБУ 25 обеспечивает очень высокий уровень прозрачности деятельности компании, а возможные нарекания возникают в основном в силу первого его применения. ОЛА, как крупнейшая профессиональная организация, осознавала сложности перехода на новый стандарт, и за два года до начала применения ФСБУ 25 приступила к подготовке и утверждению рекомендаций по применению ФСБУ 25, в том числе придавая в этой деятельности существенное значение транспарентности отчетности. ОЛА считает, что при корректном применении ФСБУ 25 стандарт обеспечивает высокий уровень предоставления пользователям актуальной информации о деятельности и финансовом состоянии лизинговой компании, и полагает, что в процессе последующего применения количество компаний, формирующих отчетность некорректно, существенно уменьшится.
В части составления рэнкинга рынка лизинга ОЛА выразила поддержку подходов РА «Эксперт РА», в том числе применение «нового бизнеса» как основного показателя, поскольку он наиболее четко отражает вес лизинговой компании на рынке инвестиций в основные фонды в анализируемом периоде и отражает ее текущую конкурентоспособность. Именно реализация инвестиций в основные фонды является основным предназначением лизинга с точки зрения государственной экономики и дает важный дополнительный аспект в оценке деятельности компании и ее перспектив на рынке. Заменять его на показатель «чистые инвестиции в лизинг», который с введением ФСБУ и так виден из официальной отчетности, значит снижать транспарентность лизингового рынка. Кроме этого, Александр Кожевников считает, что необходимо поддержать требования ОВА в части выделения в пресс-релизах собственного рейтинга кредитоспособности компании без учета внешней поддержки материнской структуры, и указания мотивированного обоснования данной корректировки рейтинга.По итогам круглого стола были приняты следующие решения по дальнейшим действиям:
- Минфин России: подготовить требования к раскрытию показателей лизинга в основной отчетности и в пояснениях к отчетности.
- Объединенная Лизинговая Ассоциация: разработать Рекомендации по отражению деятельности лизинговых компаний в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
-
Банк России:
- контроль раскрытия показателей лизинга аудиторскими компаниями;
- раскрытие дополнительной информации в корпоративной отчетности эмитентами;
- переход рейтинговых агентств от старых к новым методикам;
- раскрытие релизов в табличной форме с указанием баллов по факторам и их изменений;
- обязательность публикации оценки собственной кредитоспособности;
- детерминирование (строгое обоснование внешней поддержки);
- переход фондового рынка на обязательную двухрейтинговую систему.