Автолизинг и спецтехника: итоги кризисного полугодия

13 июля 2022

Автомобильная отрасль стала наиболее пострадавшей от санкционного давления

Компании, работающие в сфере автолизинга, выстраивают свою деятельность в тесном взаимодействии с производителями транспорта, дистрибьюторами и дилерскими центрами. Автомобильная отрасль является наиболее пострадавшей от санкционного давления, поскольку 80% российского авторынка принадлежат иностранным компаниям, либо в высокой степени зависимы от иностранных партнёров. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков приводит неутешительную статистику: в марте наблюдалось существенное падение рынка легковых автомобилей, когда было реализовано порядка 80 тысяч машин (динамика относительно начала 2022 года, когда ежемесячно продавались 150–170 тыс. легковых и около 16 тыс. легких коммерческих автомобилей, составила минус 43%). В апреле падение было катастрофическим, более 80%: на регистрационный учет встало всего 28 тыс. машин. На рынке легкового коммерческого транспорта падение происходило с небольшим отставанием – 20% в марте, 60–65% в апреле, до 80% в мае. В секторе грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн ситуация была не столь тяжелой, падение рынка здесь составило в апреле 30%, в мае – 44%.

Российский легковой автопром встал на паузу из-за сбоя поставок комплектующих, китайские и корейские производители заняли выжидательную позицию, прежние логистические цепочки прерваны. В сложившейся ситуации лучше выглядит сектор грузовых и коммерческих автомобилей – «ГАЗ» и «КАМАЗ» не остановили конвейер. Более того, почти половина рынка тяжелых грузовиков приходится на «КАМАЗ». Любопытно, что по итогам апреля и мая в топ-3 марок на российском рынке тяжелых грузовиков полной массой свыше 14 тонн, помимо «КАМАЗа» и «Урала» попал китайский производитель «Шанкси», судя по всему, способный составить конкуренцию отечественному автопрому.

Генеральный директор лизинговой компании «КАМАЗ» Андрей Гладков замечает, что за пять месяцев текущего года рынок тяжёлых грузовиков снизился на 4%, при этом в магистральных тягачах в связи с уходом из России «Большой европейской семёрки» в апреле произошло падение на 78%, в мае – на 85%. В то же время в сегменте самосвалов в апреле наблюдался рост до 32%, в мае снижение составило 13%.

Большая разница между ценами у дилеров и рекомендованными розничными ценами в автосалонах обусловлена отсутствием притока новых машин, который уже компенсируется привлечением на рынок транспортных средств с пробегом.

Руководитель комитета ОЛА по взаимодействию с автопроизводителями, начальник управления по развитию бизнеса автолизинга компании «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов указывает на причины, которые предшествовали режиму санкций, но непосредственным образом вызвали масштабную приостановку производства и поставок автомобилей, – это локдаун в Китае и дефицит полупроводников. Одним из драйверов в части насыщения рынка в ближайшие пару лет станет локализация производства. Среди инициатив, способных поддержать автомобильную отрасль, – разрешение параллельного импорта с увеличением пропускной способности таможенных постов на сухопутных границах и вероятное возрождение «Москвича» на базе столичного автозавода «Renault», недавно перешедшего под управление Департамента транспорта г. Москва. По мнению Вячеслава Михайлова возобновление программы Минпромторга по субсидированию сможет оживить спрос на рынке и поддержать отечественных автопроизводителей. Однако нельзя сказать, что это поможет в полном объёме восстановить рынок в связи с тем, что перечень производителей, подходящих под критерии субсидии, ограничен.

На рынок спецтехники значительно влияет снижение платежеспособного спроса, утверждает заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин. Результат опроса по входящим заказам демонстрирует падение по сегменту прицепной техники до 80%, по строительно-дорожной технике – до 40%. В отсутствие господдержки отрасли существует угроза, что освободившиеся от западных компаний ниши займут китайские производители, у которых имеются более выгодные предложения для российского потребителя.

подготовлено по материалам 11-го Съезда лизинговой отрасли России