Состояние. Тренды. Прогнозы

24 июня 2022

Мнение аналитиков рынка лизинга о текущей ситуации

Текущий кризис отличается от предыдущих. В 2014 и 2020 годах объем рынка быстро восстановился, сейчас же ситуацию сложно прогнозировать с опорой на какие-либо модели. Если в период локдауна основное внимание уделялось пересмотру сделок с последующей реструктуризацией лизинговых платежей, то главная проблема в сложившейся ситуации связана с ростом цен и ограничением поставок на новые автомобили и оборудование.

Директор по рейтинговой деятельности РА «Эксперт РА» Александр Сараев отметил, что сплоченность, мобильность и адаптивность лизингового сообщества позволят с минимальными потерями пройти сложный для всех период.

Ядром рынка лизинга является важный для быстрого и грамотного маневрирования экономики сегмент малого и среднего бизнеса. МСБ быстрее адаптируется к меняющимся условиям, и именно в данном сегменте появились новые инструменты и варианты поставок за последние несколько месяцев. Задача государства – имплементировать предложенные модели в систему поддержки и наладить крупные поставки для основных системообразующих отраслей.

Лизинг в силу своей прозрачности и роста стоимости чистых активов будет интересен для новых финансовых партнеров, когда откроются инвестиционные возможности. В этой сфере риски ниже, чем в банковском и страховом секторах. Активное развитие бондизации отрасли привело к тому, что на бирже появились облигации 28 лизинговых компаний. Значительно выросла доля лизинга в ВВП: за год с 1,3% до 1,7% экономики. Все это, по мнению Александра Сараева, дает возможность утверждать, что сфера лизинга – один из экономических двигателей, который позволит сокращать отставание в темпах роста ВВП.

Согласно исследованию, проведенному в начале февраля 2022 года, рынок оперлизинга автомобилей вырос в пять раз за 2021 год, в основном за счет активного продвижения банковскими компаниями среди физлиц услуг подписки на автомобили и прочих сервисов. Несмотря на кризис, Александр Сараев оценивает сегмент оперлизинга позитивно. Он убежден, что возможности для роста рынка имеются – если лизинговые компании смогут организовать эффективные цепочки поставок и начнут обеспечивать комплексную сервисную поддержку. После неизбежного периода проблем, связанных с дефицитом комплектующих, для клиента на первый план выйдет удобство обслуживания и использования техники.

Среди характерных проблем отрасли были отмечены резкий рост стоимости заемных средств в банках и сложность получения новых траншей, в результате чего лизинговым компаниям пришлось оперативно пересматривать планы по наращиванию портфелей в отдельных секторах. Александр Сараев делает ставку на возвратный лизинг и лизинг б/у техники, которые позволят, по его мнению, компенсировать просадку по дефицитным объектам техники с учетом наработанных экспертиз лизинговых компаний и существенно поддержать рынок.

Управляющий директор Рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин в своем выступлении указал на то, что необходимость импортозамещения, о которой начали говорить еще в 2015 году, доказала свою состоятельность. Он справедливо отметил, что лизингу «есть куда расти в будущем».

В условиях нашей текущей высокой потребности в модернизации и обновлении основных фондов и перехода все-таки к индустриальной модели экономики доля лизинга к ВВП должна составлять до 3–4% ВВП.

По его мнению, основные проблемы ждут экономику в ближайшем будущем: в отличие от краткосрочного спада 2020 года, текущий спад носит трансформационный, структурный характер и продлится не менее двух лет. Помимо падения инвестиций в основной капитал, негативную роль сыграют и ожидаемое падение реальных доходов населения, которое прогнозируется в районе 10%, и схождение в одной точке товарного дефицита по большинству предметов лизинга, и «заградительность» ставки кредитования в первой половине 2022 года.

Санкции ощутимо ударят по тем сферам, где отсутствовало импортозамещение, – промышленного и высокотехнологичного оборудования, грузовых и легковых автомобилей. По прогнозам аналитиков, падение должно закончиться в первом квартале 2023 года по мере снижения ключевой ставки и выстраивания новых логистических цепочек. Произойдет консолидация лизинговых компаний за счет ухода из бизнеса или поглощения слабых региональных игроков, а также ухода из России зарубежных лизингодателей. По пессимистическому сценарию Сергея Гришунина, падение объема нового бизнеса составит 25–30%, объем активов в базовом варианте может уменьшиться на 10–15% за счет досрочного выкупа взятого в лизинг имущества.

подготовлено по материалам 11-го Съезда лизинговой отрасли России