ОЛА направила письмо в Комитет СФ по промышленной политике, Минпромторг, Минтранс с предложением рассмотреть изменения в закон 116-ФЗ касательно локализации автомобилей, используемых в качестве такси

23 сентября 2025

ОЛА обратилась в Минпромторг России, Минтранс России и Совет Федерации РФ с предложениями, направленными на внесение точечных изменений в законодательство о перевозках пассажиров и багажа легковым такси

Цель инициативы - предотвратить возможные кризисные явления на рынках лизинга и такси при введении новых требований о локализации транспортных средств.

Суть проблемы:

Федеральный закон от 23 мая 2025 г. № 116-ФЗ вводит новые правила регистрации транспортных средств (ТС) в региональных реестрах такси, начиная с 1 марта 2026 г. ТС, подлежащие регистрации в реестре после 1 марта 2026 г., обязаны соответствовать установленным законодательством РФ требованиям о локализации. Вместе с тем, текущая редакция закона создает правовую неопределенность для огромного массива ТС, уже работающих в такси и приобретенных в лизинг до введения новых правил. Речь идет о ситуации, когда после 1 марта 2026 г. автомобили, не соответствующие требованиям по локализации, не смогут быть перерегистрированы в реестре такси при смене собственника или лизингополучателя.

Такая перерегистрация требуется в ключевых для лизинга ситуациях:

  • при завершении договора лизинга и переходе права собственности на автомобиль к лизингополучателю (часто это субъект МСП);
  • при продаже для целей такси изъятого лизинговой компанией автомобиля;
  • при передаче прав и обязанностей по договору лизинга третьему лицу (перенайм);
  • при передаче автомобиля в повторный (операционный) лизинг.

Экспертный анализ закона, проведенный юридическим Комитетом ОЛА, Комитетом по рискам и Комитетом по автолизингу совместно с Общественным советом по развитию такси, выявил системные риски для рынка лизинга и такси.

По оценкам Общественного совета по развитию такси, таксомоторными парками эксплуатируется более 1 млн машин, у самозанятых в обращении находится 1,5 – 2 млн ТС, из которых до 70% от общего количества – в лизинге. Под ограничения при перерегистрации может попасть более половины парка.

Предложения Ассоциации для смягчения последствий:

ОЛА обращается с предложением о нераспространении требований о соответствии локализации на автомобили, переданные в лизинг до 1 марта 2026 г., при их перерегистрации в региональных реестрах такси в случаях, связанных с завершением договора лизинга, сменой лизингополучателя (перенайм) или  передачей автомобиля в повторный лизинг.

Данная мера позволит обеспечить стабильность пассажирских перевозок, защитить инвестиции участников (в т.ч. субъектов МСП) и создать условия для плавной адаптации рынка к работе по новым правилам при соблюдении баланса интересов.