На прошлой неделе ОЛА провела два круглых стола, посвященных анализу текущей ситуации по лизингу спецтехники:
– 10 сентября на Международной выставке специальной и коммерческой техники "А8 Машины России" в Екатеринбурге
– 11 сентября на Международной выставке-форуме EURASIAN CONSTRUCTION TECHNOLOGY 2025 в Санкт-Петербурге
Модератором обоих круглых столов выступил руководитель комитета ОЛА по автолизингу и спецтехнике Александр Николаенко.
По его словам, мероприятия оказались, с одной стороны, похожими, а с другой стороны – разными в целом ряде аспектов. Сессия в Екатеринбурге прошла в продуктово-клиентском ключе, было большое количество вопросов из зала, диалог с аудиторией и прикладные вопросы с обратной связью от поставщиков и других лизинговых компаний. В Санкт-Петербурге, с другой стороны, удалось раскрыть темы, связанные с теми продуктами и теми решениями, которые есть для клиентов и для поставщиков на текущий момент.
Исполнительный директор, главный редактор сайта «АВТОСТАТ» Сергей Удалов осветил динамику рынка в прошлом году и первой половине текущего. По итогам 2024 года сегмент транспортного лизинга продолжает занимать лидирующую позицию среди всех видов финансовой аренды. Доля автомобилей, приобретенных в лизинг, составила значительную долю рынка – почти 60% грузовиков. За прошедший период зафиксирован значительный рост сегмента нового оборудования и транспортных средств, особенно тяжелой техники. Вместе с тем начало 2025 года ознаменовалось резким падением спроса примерно на 50%, вызванным сокращением количества новых контрактов и возвратом ранее арендованной техники. Во второй половине года начался слабый восстановительный тренд, связанный преимущественно с активностью на вторичном рынке китайской техники, отличающейся доступной ценой и малым пробегом. В сфере специализированной техники наблюдается смешанная картина: в некоторых сегментах фиксируется умеренное восстановление, в других же сохраняется глубокая стагнация. Кроме того, меняется структура поставщиков – российские производители постепенно уступают долю китайским производителям.
Ведущий аналитик агентства «Автостат» Виктор Пушкарев сделал развернутый обзор рынка автомобильной спецтехники. В своем докладе он раскрыл динамику этого рынка по долям видов техники в новом бизнесе и в портфеле лизинговых компаний, долю лизинга в продажах новых грузовых автомобилей, и подробно рассмотрел изменения в продажах основных сегментов новой автоспецтехники – коммунальной, подъемной, строительной, техники для добывающих отраслей. По приведенным данным, в каждом из этих сегментов за 7 месяцев 2025 года наблюдается, с одной стороны, значительное падение продаж: коммунальной – 8%, подъемной – 31%, строительной – 54% и добывающей – 17%. С другой стороны, за этот же период несколько выросла доля российской спецтехники – коммунальной на 5%, подъемной на 4%, строительной на 6% и добывающей на 5%. Далее спикер проанализировал соотношение новой и подержанной спецтехники в этих сегментах: наибольший разрыв в 2025 году наблюдается в сегменте строительной техники (30% новой и 70% подержанной), наименьший – в добывающей (51% новой и 49% подержанной). В заключение он представил прогноз продаж на 2025 год в каждом из этих сегментов автоспецтехники в трех сценариях – базовом, пессимистичном и оптимистичном.
Обобщая сказанное, спикер сделал следующие выводы. С одной стороны, рынок спецтехники в России испытывает значительные трудности вследствие сокращения объёмов нового строительства и изменений в структуре поставок техники. Российские производители сталкиваются с усиленной конкуренцией китайских брендов, а спрос на новое оборудование значительно снижается, и в целом общая ситуация остаётся сложной и требует дальнейшего анализа и принятия мер поддержки отрасли. С другой стороны, несмотря на существующие трудности и сложную ситуацию в первой половине 2025 года, ожидается постепенное восстановление сектора начиная с конца текущего года, и существует потенциал роста рынка, обусловленный активизацией деловой активности, ростом интереса к поддержанной технике и возможностью приобретения новой техники в условиях снижения ставок кредитования.
Директор департамента развития продаж «Интерлизинг» Анна Голикова рассказала о трендах лизинга спецтехники на 2025-2026 годы. По ее данным, за первое полугодие произошло значительное падение рынка специальной техники на 53% в рублевом выражении. Параллельно менялась структура рынка, причем изменение долей объясняется разными факторами давления на каждый сегмент – например, влияние рынка жилья и инфраструктуры на дорожностроительную технику, которая испытывает наибольшее негативное воздействие среди остальных типов оборудования.
Говоря о наблюдаемых трендах, Анна Голикова описала текущую ситуацию на рынке двумя основными из них – доминирование Китая и ценовое давление, а ключевым драйвером спроса назвала государственные и инфраструктурные проекты, такие как строительство и содержание дорог, мостов, коммунальных сетей, ИЖС и строительство в крупных агломерациях, добыча полезных ископаемых. Среди других трендов она назвала автоматизацию и "умные" решения, способные компенсировать дефицит квалифицированных кадров, многофункциональность техники, импортозамещение – доля зарубежных машин в крупных городах упала с около 70% в 2022 г. до примерно 51%, и укрепились позиции российских и особенно китайских брендов, рост спроса на аренду, которая становится выгоднее собственного парка.
Спикер подчеркнула, что рынок спецтехники и лизинга в России переживает значительные изменения, обусловленные экономическими условиями и технологическим прогрессом, а ключевыми тенденциями являются рост китайского импорта, активное импортозамещение, повышение значимости аренды и внедрение инновационных решений. Эти факторы создают новые возможности и вызовы для участников рынка, требуя гибкости и адаптивности в стратегии бизнеса.
Директор департамента по работе с клиентами «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Дородный подробно раскрыл тему существующих госпрограмм субсидирования покупки техники через механизмы лизинга и подчеркнул их особую роль в стабилизации спроса. «Сегодня более 70% всех продаж дорожно-строительной и спецтехники проходят через лизинг. Программы господдержки играют здесь ключевую роль — они обеспечивают доступные условия финансирования для клиентов и одновременно поддерживают производственные мощности отечественного машиностроения», — сообщил в ходе выступления Дмитрий.
Исполнительный директор-начальник отдела по работе с партнерами «СберЛизинг» Евгений Ведерников подробно представил программу субсидирования ДОМ.РФ. Он подчеркнул, что эта программа не только делает более доступными лизинг и современную технику, но и выступает инструментом поддержки отечественных производителей и решения стратегических задач развития регионов, а Сбербанк Лизинг создаёт условия, когда выигрывают и производители, и бизнес, и регионы.
О финансовой поддержке отрасли рассказал директор региональной сети компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Павлюк. По его словам, прошедший год показал, что рынок адаптируется к новым вызовам быстрее, чем предполагали многие аналитики. Видно, что потребность компаний в обновлении парка остается на высоком уровне, поскольку спецтехника — это основа для развития бизнеса. Для «Балтийского лизинга» принципиально важно предлагать клиенту не стандартный набор услуг, а эффективные решения для конкретных задач на максимально выгодных финансовых условиях – именно в этом компания видит свое конкурентное преимущество, а ее широкая продуктовая линейка позволяет работать с клиентами любого масштаба — от федеральных корпораций до предприятий малого и среднего бизнеса, которые вносят реальный вклад в развитие страны. Особый акцент Дмитрия Павлюк сделал на региональной специфике Урала. Спикер отметил, что Екатеринбург остаётся одним из ключевых центров спроса на спецтехнику: город активно строится и развивается, в центре постоянно ведутся дорожные работы, появляются новые жилые кварталы, обновляется инфраструктура. Это формирует устойчивый спрос на строительную и дорожно-строительную технику. Для бизнеса критически важно иметь доступ к быстрым и удобным инструментам финансирования и именно здесь роль лизинга наиболее очевидна.
С докладом о стратегии развития лизинга спецтехники в условиях турбулентности и о перспективах экологичных решений выступила Екатерина Шумихина, руководитель дирекции по работе с поставщиками и дилерскими сетями сельскохозяйственной техники и спецтехники «Балтийский лизинг». Она сообщила, что по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» компания входит в топ-5 крупнейших лизинговых операторов страны и уверенно занимает четвертое место по объему нового бизнеса в сегменте спецтехники, и подчеркнула, что таких результатов удалось добиться во многом благодаря совместным программам с поставщиками и постоянному расширению продуктовой линейки, а также взаимодействию с государственным сектором. В частности, «Балтийский лизинг» активно участвует в проектах субсидирования Минпромторга и Минэнерго, а также в программе «Дом. РФ». По ее словам, турбулентность на рынке диктует новые правила взаимодействия между клиентами, поставщиками и финансовыми структурами, и в условиях снижения инвестиционной активности многие компании предпочитают гибкие формы финансирования, минимизирующие авансовые платежи и обеспечивающие вариативность сделки. Также Екатерина Шумихина напомнила, что изменились условия и требования к лизингополучателям, на которых распространяется программа, по коммунальной и дорожно-строительной технике – теперь лизингополучателями могут выступать юридические лица без государственного участия в капитале и ИП, и есть надежда, что объемы финансирования в рамках программы будут активно расти.
Сергей Килейников, учредитель ООО «НАК МАШИНЕРИ», рассказал об эволюции лизинга и его роли в развитии рынка спецтехники в новых условиях. Он осветил ситуацию на международном рынке лизинга и особенности рынков на Востоке и Западе. В качестве основных тенденций он отметил следующие. С 2022 года наблюдается активный переход от западного оборудования к технике китайских производителей, которые предлагают широкий ассортимент различной техники, зачастую ориентируясь на цену продукта, измеряя её весом материалов и используемым сырьем. Такой подход отличается от традиционного восприятия качества и долговечности европейских и американских аналогов. Есть проблемы с оценкой состояния вторичного рынка – отсутствие исторической оценки рыночной стоимости подержанной китайской техники создаёт неопределённость среди покупателей и продавцов. Экономический фон и дефицит финансирования – трудности с финансированием проектов, нехватка коммерческих каналов кредитования и использование бюджетных средств как основного источника поддержки бизнеса. Имеет место недостаточность инфраструктуры сервисного обслуживания, что может привести к значительным потерям производительности и дополнительным затратам на ремонт.
По словам спикера, дефицит доступного капитала вынуждает предприятия искать альтернативные способы приобретения техники, включая лизинговые схемы, однако высокая стоимость заимствования, связанная с высокими процентными ставками, ограничивает возможности развития отрасли. В завершение выступления Сергей Килейников подчеркнул, что российский рынок всё ещё тяготеет к традиционной западной модели лизинга, однако изменения неизбежны – уже сейчас видны тенденции перехода к восточной практике работы, ориентированной на менее интенсивное использование техники и повышенные требования к качеству продукции. Такие изменения требуют значительных изменений подходов к управлению активами и гарантийным обязательствам. Таким образом, ситуация на российском лизинговом рынке выглядит сложной, но перспективной.
Директор ООО «ЧелИндЛизинг» Артем Мякшун рассказал о совместных программах с поставщиками по финансированию. Он подчеркнул, что успешная лизинговая сделка – это когда лизинговая компания, клиент и поставщик выстраивают трехстороннее партнерство, а компания не просто финансирует сделку, а предлагает комплексное решение, соответствующее рыночной ситуации. Для этого в компании разработана специальная программа Автолайт, которая позволяет оформить в лизинг технику практически по уровню ключевой ставки, а совместные программы с поставщиками позволяют оформлять сделки с удорожанием от 0%.
Подводя итог круглым столам, модератор Александр Николаенко подчеркнул, что за эти два дня удалось погрузиться глубоко в рынок спецтехники по тем проблемным точкам, которые есть и со стороны лизинговой компании, и со стороны поставщиков, и в запросах клиентов. Мероприятия прошли продуктивно, их результаты и материалы будут полезными для всех участников рынка.
Релиз по круглому столу на Международной выставке специальной и коммерческой техники "А8 Машины России" в Екатеринбурге опубликован здесь.
Релиз по круглому столу на Международной выставке-форуме EURASIAN CONSTRUCTION TECHNOLOGY 2025 в Санкт-Петербурге опубликован здесь.