На прошлой неделе ОЛА провела два круглых стола, посвященных анализу текущей ситуации по лизингу спецтехники

На прошлой неделе ОЛА провела два круглых стола, посвященных анализу текущей ситуации по лизингу спецтехники

17 сентября 2025

На прошлой неделе ОЛА провела два круглых стола, посвященных анализу текущей ситуации по лизингу спецтехники:

– 10 сентября на Международной выставке специальной и коммерческой техники "А8 Машины России" в Екатеринбурге

– 11 сентября на Международной выставке-форуме EURASIAN CONSTRUCTION TECHNOLOGY 2025 в Санкт-Петербурге

Модератором обоих круглых столов выступил руководитель комитета ОЛА по автолизингу и спецтехнике Александр Николаенко.

По его словам, мероприятия оказались, с одной стороны, похожими, а с другой стороны – разными в целом ряде аспектов. Сессия в Екатеринбурге прошла в продуктово-клиентском ключе, было большое количество вопросов из зала, диалог с аудиторией и прикладные вопросы с обратной связью от поставщиков и других лизинговых компаний. В Санкт-Петербурге, с другой стороны, удалось раскрыть темы, связанные с теми продуктами и теми решениями, которые есть для клиентов и для поставщиков на текущий момент.

Исполнительный директор, главный редактор сайта «АВТОСТАТ» Сергей Удалов осветил динамику рынка в прошлом году и первой половине текущего. По итогам 2024 года сегмент транспортного лизинга продолжает занимать лидирующую позицию среди всех видов финансовой аренды. Доля автомобилей, приобретенных в лизинг, составила значительную долю рынка – почти 60% грузовиков. За прошедший период зафиксирован значительный рост сегмента нового оборудования и транспортных средств, особенно тяжелой техники. Вместе с тем начало 2025 года ознаменовалось резким падением спроса примерно на 50%, вызванным сокращением количества новых контрактов и возвратом ранее арендованной техники. Во второй половине года начался слабый восстановительный тренд, связанный преимущественно с активностью на вторичном рынке китайской техники, отличающейся доступной ценой и малым пробегом. В сфере специализированной техники наблюдается смешанная картина: в некоторых сегментах фиксируется умеренное восстановление, в других же сохраняется глубокая стагнация. Кроме того, меняется структура поставщиков – российские производители постепенно уступают долю китайским производителям.

Ведущий аналитик агентства «Автостат» Виктор Пушкарев сделал развернутый обзор рынка автомобильной спецтехники. В своем докладе он раскрыл динамику этого рынка по долям видов техники в новом бизнесе и в портфеле лизинговых компаний, долю лизинга в продажах новых грузовых автомобилей, и подробно рассмотрел изменения в продажах основных сегментов новой автоспецтехники – коммунальной, подъемной, строительной, техники для добывающих отраслей. По приведенным данным, в каждом из этих сегментов за 7 месяцев 2025 года наблюдается, с одной стороны, значительное падение продаж: коммунальной – 8%, подъемной – 31%, строительной – 54% и добывающей – 17%. С другой стороны, за этот же период несколько выросла доля российской спецтехники – коммунальной на 5%, подъемной на 4%, строительной на 6% и добывающей на 5%. Далее спикер проанализировал соотношение новой и подержанной спецтехники в этих сегментах: наибольший разрыв в 2025 году наблюдается в сегменте строительной техники (30% новой и 70% подержанной), наименьший – в добывающей (51% новой и 49% подержанной). В заключение он представил прогноз продаж на 2025 год в каждом из этих сегментов автоспецтехники в трех сценариях – базовом, пессимистичном и оптимистичном.

Обобщая сказанное, спикер сделал следующие выводы. С одной стороны, рынок спецтехники в России испытывает значительные трудности вследствие сокращения объёмов нового строительства и изменений в структуре поставок техники. Российские производители сталкиваются с усиленной конкуренцией китайских брендов, а спрос на новое оборудование значительно снижается, и в целом общая ситуация остаётся сложной и требует дальнейшего анализа и принятия мер поддержки отрасли. С другой стороны, несмотря на существующие трудности и сложную ситуацию в первой половине 2025 года, ожидается постепенное восстановление сектора начиная с конца текущего года, и существует потенциал роста рынка, обусловленный активизацией деловой активности, ростом интереса к поддержанной технике и возможностью приобретения новой техники в условиях снижения ставок кредитования.

Директор департамента развития продаж «Интерлизинг» Анна Голикова рассказала о трендах лизинга спецтехники на 2025-2026 годы. По ее данным, за первое полугодие произошло значительное падение рынка специальной техники на 53% в рублевом выражении. Параллельно менялась структура рынка, причем изменение долей объясняется разными факторами давления на каждый сегмент – например, влияние рынка жилья и инфраструктуры на дорожностроительную технику, которая испытывает наибольшее негативное воздействие среди остальных типов оборудования.

Говоря о наблюдаемых трендах, Анна Голикова описала текущую ситуацию на рынке двумя основными из них – доминирование Китая и ценовое давление, а ключевым драйвером спроса назвала государственные и инфраструктурные проекты, такие как строительство и содержание дорог, мостов, коммунальных сетей, ИЖС и строительство в крупных агломерациях, добыча полезных ископаемых. Среди других трендов она назвала автоматизацию и "умные" решения, способные компенсировать дефицит квалифицированных кадров, многофункциональность техники, импортозамещение – доля зарубежных машин в крупных городах упала с около 70% в 2022 г. до примерно 51%, и укрепились позиции российских и особенно китайских брендов, рост спроса на аренду, которая становится выгоднее собственного парка.

Спикер подчеркнула, что рынок спецтехники и лизинга в России переживает значительные изменения, обусловленные экономическими условиями и технологическим прогрессом, а ключевыми тенденциями являются рост китайского импорта, активное импортозамещение, повышение значимости аренды и внедрение инновационных решений. Эти факторы создают новые возможности и вызовы для участников рынка, требуя гибкости и адаптивности в стратегии бизнеса.

Директор департамента по работе с клиентами «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Дородный подробно раскрыл тему существующих госпрограмм субсидирования покупки техники через механизмы лизинга и подчеркнул их особую роль в стабилизации спроса. «Сегодня более 70% всех продаж дорожно-строительной и спецтехники проходят через лизинг. Программы господдержки играют здесь ключевую роль — они обеспечивают доступные условия финансирования для клиентов и одновременно поддерживают производственные мощности отечественного машиностроения», — сообщил в ходе выступления Дмитрий.

Исполнительный директор-начальник отдела по работе с партнерами «СберЛизинг» Евгений Ведерников подробно представил программу субсидирования ДОМ.РФ. Он подчеркнул, что эта программа не только делает более доступными лизинг и современную технику, но и выступает инструментом поддержки отечественных производителей и решения стратегических задач развития регионов, а Сбербанк Лизинг создаёт условия, когда выигрывают и производители, и бизнес, и регионы.

О финансовой поддержке отрасли рассказал директор региональной сети компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Павлюк. По его словам, прошедший год показал, что рынок адаптируется к новым вызовам быстрее, чем предполагали многие аналитики. Видно, что потребность компаний в обновлении парка остается на высоком уровне, поскольку спецтехника — это основа для развития бизнеса. Для «Балтийского лизинга» принципиально важно предлагать клиенту не стандартный набор услуг, а эффективные решения для конкретных задач на максимально выгодных финансовых условиях – именно в этом компания видит свое конкурентное преимущество, а ее широкая продуктовая линейка позволяет работать с клиентами любого масштаба — от федеральных корпораций до предприятий малого и среднего бизнеса, которые вносят реальный вклад в развитие страны. Особый акцент Дмитрия Павлюк сделал на региональной специфике Урала. Спикер отметил, что Екатеринбург остаётся одним из ключевых центров спроса на спецтехнику: город активно строится и развивается, в центре постоянно ведутся дорожные работы, появляются новые жилые кварталы, обновляется инфраструктура. Это формирует устойчивый спрос на строительную и дорожно-строительную технику. Для бизнеса критически важно иметь доступ к быстрым и удобным инструментам финансирования и именно здесь роль лизинга наиболее очевидна.

С докладом о стратегии развития лизинга спецтехники в условиях турбулентности и о перспективах экологичных решений выступила Екатерина Шумихина, руководитель дирекции по работе с поставщиками и дилерскими сетями сельскохозяйственной техники и спецтехники «Балтийский лизинг». Она сообщила, что по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» компания входит в топ-5 крупнейших лизинговых операторов страны и уверенно занимает четвертое место по объему нового бизнеса в сегменте спецтехники, и подчеркнула, что таких результатов удалось добиться во многом благодаря совместным программам с поставщиками и постоянному расширению продуктовой линейки, а также взаимодействию с государственным сектором. В частности, «Балтийский лизинг» активно участвует в проектах субсидирования Минпромторга и Минэнерго, а также в программе «Дом. РФ». По ее словам, турбулентность на рынке диктует новые правила взаимодействия между клиентами, поставщиками и финансовыми структурами, и в условиях снижения инвестиционной активности многие компании предпочитают гибкие формы финансирования, минимизирующие авансовые платежи и обеспечивающие вариативность сделки. Также Екатерина Шумихина напомнила, что изменились условия и требования к лизингополучателям, на которых распространяется программа, по коммунальной и дорожно-строительной технике – теперь лизингополучателями могут выступать юридические лица без государственного участия в капитале и ИП, и есть надежда, что объемы финансирования в рамках программы будут активно расти.

Сергей Килейников, учредитель ООО «НАК МАШИНЕРИ», рассказал об эволюции лизинга и его роли в развитии рынка спецтехники в новых условиях. Он осветил ситуацию на международном рынке лизинга и особенности рынков на Востоке и Западе. В качестве основных тенденций он отметил следующие. С 2022 года наблюдается активный переход от западного оборудования к технике китайских производителей, которые предлагают широкий ассортимент различной техники, зачастую ориентируясь на цену продукта, измеряя её весом материалов и используемым сырьем. Такой подход отличается от традиционного восприятия качества и долговечности европейских и американских аналогов. Есть проблемы с оценкой состояния вторичного рынка – отсутствие исторической оценки рыночной стоимости подержанной китайской техники создаёт неопределённость среди покупателей и продавцов. Экономический фон и дефицит финансирования – трудности с финансированием проектов, нехватка коммерческих каналов кредитования и использование бюджетных средств как основного источника поддержки бизнеса. Имеет место недостаточность инфраструктуры сервисного обслуживания, что может привести к значительным потерям производительности и дополнительным затратам на ремонт.

По словам спикера, дефицит доступного капитала вынуждает предприятия искать альтернативные способы приобретения техники, включая лизинговые схемы, однако высокая стоимость заимствования, связанная с высокими процентными ставками, ограничивает возможности развития отрасли. В завершение выступления Сергей Килейников подчеркнул, что российский рынок всё ещё тяготеет к традиционной западной модели лизинга, однако изменения неизбежны – уже сейчас видны тенденции перехода к восточной практике работы, ориентированной на менее интенсивное использование техники и повышенные требования к качеству продукции. Такие изменения требуют значительных изменений подходов к управлению активами и гарантийным обязательствам. Таким образом, ситуация на российском лизинговом рынке выглядит сложной, но перспективной.

Директор ООО «ЧелИндЛизинг» Артем Мякшун рассказал о совместных программах с поставщиками по финансированию. Он подчеркнул, что успешная лизинговая сделка – это когда лизинговая компания, клиент и поставщик выстраивают трехстороннее партнерство, а компания не просто финансирует сделку, а предлагает комплексное решение, соответствующее рыночной ситуации. Для этого в компании разработана специальная программа Автолайт, которая позволяет оформить в лизинг технику практически по уровню ключевой ставки, а совместные программы с поставщиками позволяют оформлять сделки с удорожанием от 0%.

Подводя итог круглым столам, модератор Александр Николаенко подчеркнул, что за эти два дня удалось погрузиться глубоко в рынок спецтехники по тем проблемным точкам, которые есть и со стороны лизинговой компании, и со стороны поставщиков, и в запросах клиентов. Мероприятия прошли продуктивно, их результаты и материалы будут полезными для всех участников рынка. 

Релиз по круглому столу на Международной выставке специальной и коммерческой техники "А8 Машины России" в Екатеринбурге опубликован здесь.

Релиз по круглому столу на Международной выставке-форуме EURASIAN CONSTRUCTION TECHNOLOGY 2025 в Санкт-Петербурге опубликован здесь.